Организация содержания
Существует несколько способов структурирования содержания сайта. Конечно, самый лучший из них - когда клиент сам начинает организовывать содержание за вас. Я говорю "начинает", потому что клиент не всегда лучше всех знает, как эффективно организовать что-либо. Конечно, клиент может потребовать, чтобы на сайте была страница контактов с именами, телефонными номерами и адресами электронной почты всех сотрудников и чтобы эта информация располагалась в секции "История компании" раздела "О нас". Однако такое требование будет совершенно бессмысленным. Гораздо логичнее разместить каталог сотрудников на отдельной подстранице страниц "О нас" или "Контакты".
Приступая к организации содержания сайта, я обычно записываю названия основных страниц в верхней части листа бумаги. Затем я смотры на другие страницы и решаю, где их лучше разместить. Таким образом формируются логические категории и субкатегории, которые в дальнейшем используются в дизайне сайта как опорные точки для навигации. Другой полезный прием, хорошо подходящий для больших сайтов, - записать названия страниц на карточках, которые затем располагаются по категориям. Итоговый вариант расположения карточек фиксируется на бумаге.
Следите за тем, чтобы в структуре страниц не было слишком много уровней навигации. Одно из правил создания сайта гласит, что широкая навигация лучше глубокой. Иначе говоря, избегайте создания нескольких уровней глубины - пользователю удобнее, чтобы большая часть информации располагалась на верхнем уровне, а весь материал сайта отдалялся от домашней страницы не более чем на три щелчка. Этот принцип отлично работает для сайтов, имеющих не более десяти главных категорий. При большем количестве категорий на сайте стоит создать некое подобие навигационного каталога с гипертекстовыми ссылками. Щелкая на категории, пользователь сужает пространство поиска и постепенно переходит к нужному разделу большого сайта.
На относительно небольших сайтах структура содержания определяется естественным путем, потому что большинство сайтов содержит как минимум три стандартные страницы: домашнюю, "О нас" и "Контакты". Но если сайт состоит из большого числа страниц (скажем, 20 и более), то вопрос местонахождения каждой страницы становится вопросом логической организации. Попробуйте упорядочить материал от верхнего уровня к нижнему: начните с домашней страницы, переходите к главным навигационным категориям и, наконец, к подстраницам.
Если вы столкнетесь со страницей, местоположение которой вам не до конца ясно, спросите клиента, где бы он предпочел видеть эту страницу, или порекомендуйте наиболее подходящее, на ваш взгляд, место. Если для страницы не находится подходящего места, возможно, ее содержание стоит объединить с другой страницей или исключить с сайта.
Чтобы проверить свои организационные навыки, попробуйте построить логическую структуру сайта со следующими страницами (используйте описанные ранее приемы с листом бумаги или карточками):
- Контактные данные;
- О нас;
- Наша история;
- Наши цели;
- Публикации;
- Будущие мероприятия;
- Домашняя страница;
- Ссылки;
- Мероприятия;
- Пожертвования;
- Программное заявление;
- Сотрудники.
- Определите, какие страницы должны стать главными навигационными категориями.
- Выберите страницы, которые будут находиться в этих категориях.
- Есть ли в списке страницы, не относящиеся ни к одной категории? И если есть, как бы вы порекомендовали клиенту поступить с такими страницами?
Когда все будет готово, сравните свое решение с возможными ответами.
- Главные навигационные категории: Домашняя страница, О нас, Мероприятия, Пожертвования, Публикации и Контакты.
- Категория "О нас" содержит ссылки на страницы "Наша деятельность", "Программное заявление", "Наша история" и "Наши цели". Страница "Сотрудники" размещается под страницей "Контакты", а страница "Будущие мероприятия" - под главной страницей "Мероприятия".
- Страница "Ссылки" выглядит неуместной. Порекомендуйте клиенту удалить ее с сайта, включить в категорию "О нас" или создать новую главную категорию "Ресурсы" (более общую, чем "Ссылки").