Каркасные модели
Интересная методика, основанная на применении так называемых каркасных моделей, помогает многим клиентам определить, какие материалы должны размещаться на тех или иных страницах сайта. Каркасная модель представляет собой чисто текстовую диаграмму, "заготовку" страницы сайта. Обычно в нее включаются следующие элементы.
- Средства навигации по сайту - на каркасной модели в текстовом виде помечается расположение ссылок, кнопок и других функциональных элементов, определяющих способы входа и выхода посетителей со страницы.
- Блоки, присутствующие на каждой странице - поля поиска, ссылки для подписки на рассылку, начальные и завершающие блоки и т.д.
- Интерактивные компоненты - гиперссылки, навигационное меню, скрытые слои, мини-игры, чередующиеся рекламные баннеры, чередующиеся графические изображения, фотоальбомы, анимация, видеоклипы, ролики и другие мультимедийные файлы.
- Динамическая функциональность - любые данные или графика, которые динамически загружаются из базы данных для отображения на странице тоже наносятся на каркасную модель; это упрощает построение макета и программирование сайта.
- Содержание каждой страницы сайта - заголовок страницы, заполнителя для графики и фиктивный текст, которые будут заменены реальной графикой и текстом. Например, клиент может включить в каркасную модель обозначения вида "Содержание страницы "О нас"" или "Фотография конференц-зала".
Построение каркасной модели помогает владельцу сайта спланировать его работу в целом, структуру отдельных страниц и общий вид макета.
Построение каркасных моделей в основном является задачей вашего клиента, а так как большинство клиентов никогда не слышали о каркасных моделях, этот этап создания сайта часто упускают из вида. Возьмите себе за правило объяснять каждому клиенту, какая замечательная штука каркасные модели, как они экономят время и повышают эффективность, и даже постройте пример каркасной модели домашней страницы клиента в качестве дополнительной бесплатной услуги. Кто знает? Может быть, клиенту понравится ваш дизайн и он приплатит вам, чтобы вы занялись и другими страницами.
Каркасные модели обычно состоят только из текста. Одно из ключевых преимуществ построения каркасных моделей всех (или по крайней мере самых важных) страниц сайта заключается в том, что клиент может сосредоточиться на содержании и на впечатлениях пользователя от работы с сайтом, не отвлекаясь на аспекты, связанные с дизайном, макетом, программированием, разработкой или продвижением сайта - все это будет позже. Только после построения каркасных моделей клиент должен заниматься текстами, которые посетители будут видеть на каждой странице.
Каркасные модели можно рисовать вручную на миллиметровке, создавать их в графических программах или же воспользоваться любым приложением с возможностью вставки и размещения текста. На рынке существуют специализированные программы для построения каркасных моделей. В таких программах используются веб-кнопки, поля форм, меню и другие элементы страниц; размещая на диаграммах каркасных моделей, клиент получает представление о содержании и функциональности сайта еще до построения прототипа. Конечно, если клиент не ищет легких путей, он можете создать каркасную модель в какой-нибудь программе.
Начните построение каркасной модели с главных навигационных ссылок, ссылок на подстраницы главной категории, для которой строится модель, и ссылок в завершающем блоке. Затем добавьте область для размещения информации о фирме и других служебных элементов (средства поиска, ссылки для подписки на рассылку).
Здесь также можно разместить заголовок страницы вместе со всей остальной информацией, которая поможет при построении макета и страницы. При желании вставьте условный текст, который будет изображать реальное содержание страницы. Наконец, вставьте обозначения всех интерактивных и динамических элементов - графики и информации, загружаемой из базы данных.
Текстовые материалы
Скорее всего, большая часть текстового содержания уже создана клиентом в виде бюллетеней, брошюр и рекламных материалов. Предложите клиенту собрать воедино все материалы для сайта, создать новое содержание и при необходимости переписать существующий текст для размещения на страницах, рассмотренных вами на предшествующей встрече.
Естественно, часть содержания страниц еще не готова. В таких случаях клиент решает, напишет ли он недостающие материалы сам или наймет кого-либо. Если вы уверены в своей квалификации, предложите свои услуги за дополнительную плату. Но если вдоховение вас покинуло или клент отказался от вашего предложиня, но не сможет справиться с задачей са, ему придетя обратитья в агентство или найти необходимого специалиста в Интернете.
Наем иллюстраторов и фотографов
что касается иллюстраций и фотографий, которые будут размещаться на сайте, спросите своего клиента, где он собирается их взять. Некоторые клиенты уже установили прочные отношения с другими дизайнерами и могут получить всю необходимую графику непосредственно от них. Другие клиенты обратятся за помощью к вам. Если вы не только веб-дизайнер, но еще и художник или иллюстяратор, предложте услуги кленту за дополнительную плату. В противном случае порекомендуйте знакомых художников и фотографов, которые займутся созданием необходимых рисунков и фотографий.
Двух одинаковых проектов не бывает. Пусть клиент сам выберем наиболее подходящий вариант исходя из заданных временных рабок, потребностей и бюджета.
Готовая графика
Вместо того чтобы нанимать художника или фотографа, возможен и другой вариант: лицензировать или купить графику непосредственно в сетевом агентстве или же приобрести компакт-диск с изображениями по определенной теме (например, по отделочным материалам или медицинским услугам). Использование изображений с диска не потребует лицензионных отчислений, все зависит от размера и качества, времени лицензирования и параметров использования. У графики, не требующей лицензионных отчислений, есть один недостаток: другие фирмы, в том числе и конкуренты, тоже могут выбрать ее для оформления своих проектов.